RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

МЖДЗ Special: DC эпохи Возрождения. Часть четвертая

11.08.2016, 14:00 — Редакция 9161 7

А мы продолжаем искать золото в DC Rebirth, но...

Batgirl #1
DC Comics 2016-
СценарийХоуп Ларсон
РисунокРафаэль Альбукерке
ЦветДэйв МакКэйг

Когда прогремело, что Стюарт, Флетчер и Тарр покидают DC, отправляясь на вольные хлеба, встал вопрос о будущем Batgirl. В 2014 году эта авторская команда переизобрела Барбару Гордон для нового поколения, задав очень высокую планку качества. Но обязательно ли без них онгоинг будет хуже?

Барбара решает сменить обстановку и отправляется путешествовать по Азии. В Японии она встречает друга детства Кая. Девушка рассказывает ему, что в Стране восходящего солнца она ищет ветерана борьбы с преступностью (104 года бабушке) – Плодоядную летучую мышь. Но встречу Барбары со своим кумиром омрачает таинственная Клоунесса в матроске, которая охотится на Кая.

Какой современный комикс без туалетного юмора?

Когда открываешь номер и видишь рисунок Альбукерке, понимаешь, что серия потеряла свое новое лицо без дерзкого, молодежного арта Бабс Тарр. У Рафаэля стиль небрежный, он любит деформировать пропорции для придания кадру динамики, а после модной гламурности Тарр это смотрится дико. Я влюбился в иллюстрации Альбукерке еще со времен Blue Beetle и здесь вновь наслаждаюсь его художественным гением. Каждый фрейм дышит жизнью, персонажи в кадре находятся в постоянном движении, дополнительную динамику придает частая смена ракурса.  Несмотря на обилие крупных и средних планов, не кажется, что страница переполнена говорящими головами.  Но главное, город наконец-то выглядит живым, а не предстает безлюдным набором коробок в три окна. Хотя подход Рафаэля к одежде персонажей более классический: здесь нет модных луков, делающих каждого статиста уникальным.

Дэйв МакКэйг для этой истории подобрал броские цвета, но по сравнению с палитрой прошлого тома, они более блеклые, хотя и яркие. Каждая сцена залита светом, а самым темным пятном в номере является костюм Бэтгерл. Такой подход не красит Альбукерке, не выделяет его сильных сторон, а, вместо этого, подчеркивает все огрехи художника. Плюс, очень странно в этой серии вновь наблюдать окантовку фреймов. Комикс выглядит по-другому и с этим просто нужно смириться.

А вот где комикс потерял, так это в сюжете. Он стал проще, мельче и видно, что Ларсон новичок в данной сфере искусства. Кроме Бэтгерл из предыдущего каста не осталось никого. Кай придуман специально для этого сюжета. Поэтому, когда Брабара случайно встречает в отеле давнего друга детства, начинаешь рыться в памяти и, спустя минут 20 и судорожных поисков на comicvine, понимаешь, что это совершенно новый герой. Да, прошлая команда тоже грешила введением новых персонажей, но они потом работали и со старым кастом. Надеюсь, Хоуп двинется тем же путем.

Там где Стюарт и Флетчер предлагали быстрый супергеройский экшн,  ярких злодеев, часто воплощающих реальные проблемы современной девушки и увлекательную повседневность, Ларсон может похвастаться только последним. За походом молодых людей по местным пабам и забегаловкам очень приятно следить. Диалоги хотя и пестрят экспозицией, но она ненавязчива и порой органично встроена в ту или иную сцену.

104 years of make up!

За весь номер сценарист смогла раскрыть только трех персонажей: Барбару, Кая и Плодоядную летучую мышь.  Каждый получит свою предысторию, каждого наделят драматической тайной, но только главная героиня усвоит урок из событий. Короче, все как по учебнику. А вот кому на повезло, так это антагонисту. Кто такая Клоунесса в матроске, в чем ее фишка и почему она все это делает – нам в этот раз никто не расскажет.

Это приключения Бэтгерл в том самом костюме, который взорвал тамблер. Но если легкий тон сохранили, то эта не та Batgirl, которой мы пели дифирамбы. Если отношение к рисунку целиком зависит от вкусовщины, то в сюжете комикс объективно сдал. Учитывая заданную структуру, нас ждет серия уан-шотов про Барбару в различных странах с постепенным раскрытием тайны Кая. Это может быть читабельно, но ровно до тех пор, пока сценариста не пробьёт на расизм. Пока этого не было, но ничего выдающегося тоже, поэтому…

ЖИЖА
Batgirl And The Birds Of Prey: Rebirth #1
DC Comics 2016
СценарийДжули Бенсон, Шона Бенсон
РисунокКлэр Роу
ЦветАллен Пассалакуа

Время неловких признаний: мне нравился первый арк Birds of Prey из New 52. Там действовала интересная команда, был неплохой экшн и присутствовала какая-никакая атмосфера тайны (плюс Ядовитый Плющ). Но потом в серию пришел снайдеровский кроссовер «Ночь Сов», и об основном сюжете забыли, а дальше все совсем пошло наперекосяк. Поправьте меня, если действия в комиксе развивались по другому сценарию, но я почему-то запомнил, что все было именно так. Поэтому Batgirl and the Birds of Prey я ждал, а интереса им прибавляло еще и то, что сейчас «женские» тайтлы стараются писать хорошо.

Разбираясь с одной из банд местных бандитов, Барбара Гордон узнает, что кто-то, используя ее бывший псевдоним Оракул, продает информацию городским преступникам. Чтобы выяснить личность самозванца, девушка обращается к старой подруге Дине Лэнс. В это время покинувшая «Спираль» Хелена Бертинелли возвращается к своей войне против мафии.

Прежде чем переходить непосредственно к обсуждению комикса, отмечу, что события Batgirl and the Birds of Prey: Rebirth #1 происходят после первого выпуска (арка?) сольной серии Batgirl, то есть уже после возвращения Барбары из азиатского турне. Чтению «Пташек» это не мешает (и нет такой путаницы, как с Action Comics и Superman времен DCYou), но вдруг кому-то важна хронология.

Все уже посмотрели «Убийственную шутку»?

В качестве основной темы номера сценаристы выбрали Прошлое, что хорошо соотносится с общим рекап-содержанием уан-шота. По каждой из героинь дадут минимум необходимых знаний, и только Бэтгерл, как главная звезда, получит полноценный (читай, выходящий за рамки New 52 и DCYou) рассказ о пережитых событиях. Особое место в котором занимает эпизод из Killing JokeОно и понятно, тут и выход экранизации, и тот факт, что поступок Джокера стал определяющим в превращении Бэтгерл в Оракул, тайна которой является сюжетной образующей Batgirl and the Birds of Prey.

Я не очень люблю (потому что не особо умею) делать какие-либо предположения относительно будущего развития истории, но было бы логично (и символично), если бы Лжеоракулом оказался брат Барбары. Это прекрасно бы подошло поднятой сестрами Бенсон теме возвращения призраков прошлого.

Джули и Шона интересно поступили со сбором команды. По сути, Birds of Prey состоят только из Бэтгерл и Черной Канарейки, Охотница пересекается с девушками позже, в ходе собственного расследования. Да, героиням предстоит сначала подраться прежде чем найти общий язык. Но, благодаря тому, как авторы подводят к сцене битвы и выстраивают само сражение, этот избитый ход не вызывает такого раздражения.

Лучше же всего сценаристам удаются совместные диалоги Дины и Барбары. Конечно, в них нет ничего выдающегося, и они по большей части состоят из иронизирования над супергеройскими тим-апами (Бэтгерл отчаянно пытается убедить Канарейку вернуться к Пташкам, но та не спешит соглашаться, мотивируя это тем, что Барбара и сама отлично справится), но именно своей простотой эти эпизоды и цепляют.

— Is she with you?
— I thought she was with you.

Клэр Роу вполне неплохой художник, эдакая небрежная и более «грязная» Бабс Тарр. Не знаю применимо ли прилагательное «уличный» к рисунку, но у Роу он именно такой: экспрессивный, с обилием теней и толстым контуром. Тем самым ее стиль отлично вписывается в атмосферу street-level crime-fighting’a. Клэр явно доставляет удовольствие изображать Охотницу: кадры с ее участием выполнены лучше всего. А вот Барбару художница недолюбливает: девушка в ее исполнении выглядит, мягко говоря, непривлекательно.

Batgirl and the Birds of Prey: Rebirth идет по пути остальных уан-шотов линейки: на 75% это описание статуса-кво персонажей, а на 25% — тизер первого арка. Все сделано просто и без претензии, но в этом и кроется очарование комикса. Авторы знают, что пишут середнячок, но пишут его умело. Выпуск читается легко и не оставляет после себя неприятного послевкусия. Пусть до ДОБРА он не дотягивает (по ряду причин: сюжет немного банален, да и Хелену несколько грубовато откатили до предспиральной версии), но он точно не ЖИЖА. В общем, меня девушки убедили, за серией я следить буду.

P.S. А еще в комиксе есть очень уместный мета-комментарий: каждый предыдущий авторский ран на серии можно воспринимать как пролог к следующему, то есть знать предысторию персонажа желательно, но совсем не обязательно.

Hellblazer: Rebirth #1
DC Comics
СценарийСаймон Оливер
РисунокМоритат

В надежде, что симпатическая магия начнет работать, DC маленькими шажками вернули серии про Джона Константайна название, внешний вид, а теперь и место действия. Джон возвращается в Лондон, к нему возвращается как минимум часть его привычного набора персонажей, и на серию ставят человека, раньше уже прикасавшегося к комиксам про английского волшебника. А Моритат возвращает Джону прическу и костюмчик, которые Россмо поменял год назад. Даже сюжет в дебютном ван-шоте такой, как будто всё это уже где-то было. Ничего экспериментального, всё проверено временем — должно работать, да?

Только верой в симпатическую магию можно объяснить появление в ван-шоте Болотной Твари, а также нежелание компании полностью вернуться к старому названию. Маленькое «the» в логотипе должно показывать, что DC не сдалось, и, несмотря на две (а то и три) провалившихся комиксных серии и закрытый сериал, будет и дальше пытаться сделать Джона своим. Только верой в собственную правоту — то, что образ и биографию Джона опять упрощают до варианта, который можно называть «сериальным», и который активно отрицает все возможности осовременить персонажа, удерживая его в стилистике рана Энниса. И только верой в неубиваемость бренда объясняется готовность DC начать со сто раз виданного сюжета «ни о чем», очень константайновского по содержанию и очень заезженного по сути, и потратить полномера на объяснение нового статус-кво, на который вообще можно плюнуть, когда 99% всего написанного о персонаже все равно «не считается».

Онгоинг про Джона Константайна — вообще странная новость. Предположим, что на свете есть достаточно много «друзей английской магии», которые хотят получать ежемесячную дозу историй про макинтош и сигареты и не согласны на заменители. Предположим также, что закрыть предыдущую серию на тринадцатом номере было необходимо — продажи «ДиСиЮ», новая эпоха, симпатическая магия — тут всё интуитивно. Но какая связь между желанием вернуть в комиксы DC оптимизм и любовь к супергероике и онгоингом персонажа, который всегда был антитетичен обоим этим понятиям? Нет, «Хеллблейзер» был по-своему оптимистической серией, да. Но совсем в другом ключе нежели Билли Батсон, например.

За тем, видимо, именно Билли Батсона и притащили в этот номер. Как это всегда и бывает (исключение — Алан Мур), супергерои на одной странице с Константайном смотрятся инородно, поэтому Оливер и Моритат располагают их на разных. И дальше, видимо, тоже будут держать на дистанции. Во вселенной ДиСи без Джона нельзя; Джефф Джонс, как узнали мы когда-то в «Brightest Day», считает Константайна обязательным компонентом хорошей «ДиСи юниверс» (как мы узнали в том же ивенте, представления Джонса об оптимизме тоже... нетривиальны); и раз уж новая вселенная «с возвращенным оптимизмом» собирается под вкусы Джонса, хоть он и не будет ее писать, то и лондонского оборванца надо привести. И иногда сводить с супергероями — но осторожно. И достаточно редко, чтобы его стилистика не мешала новому глянцевому (надолго ли?) DCU, и достаточно часто, чтобы мы не начали думать, что серия Джона самостоятельна. Показательно: ван-шот про возвращение Джона в Лондон содержит шутку (очень пресную) про американскую политику, но не содержит никаких упоминаний про политику британскую.

Странно видеть серию «Хеллблейзер» на положении третьестепенного супергеройского комикса — мы не знаем, что с ним делать, но мы должны его выпускать и удерживать стилистику в рамках, привычных для бренда. Мало ли, вдруг кто купит. Благо, Джон — не Аквамен, лишний раз доказывать, что он не посмешище, не нужно. Номер в итоге сводится к доказательству двух фактов, которые мы и так знали — да, Оливер справляется с дежурными ван-шотами про Константайна; да, Моритат выглядит лучше, когда красит себя сам.

Надо полагать, Оливер даст нам десять-пятнадцать неплохих комиксов про Джона Константайна. Но читать их нужно, только если вы категорически против любых заменителей.

ЖИЖА
Red Hood And The Outlaws: Rebirth #1
DC Comics 2016
СценарийСкотт Лобделл
РисунокДекстер Сой
ЦветВероника Гандини

Начну сразу с самого важного. Помните обещания тим-апа Красного Колпака с Бизарро и амазонкой Артемидой? Которые присутствуют на обеих обложках этого комикса? Которых обещает официальный синопсис выпуска со словосочетанием «the Dark Trinity»? Которые для некоторых из вас вполне могут быть единственной причиной читать комикс Скотта Лобделла про Красного Колпака, потому что это комикс Скотта Лобделла про Красного Колпака, но завязка относительно любопытная?

Их нет в этом комиксе. Ни следа. Ни единого намека на будущее появление. Ничего.

А что есть в комиксе? Традиционный флэшбек об ориджине Красного Колпака, красиво нарисованный и довольно стильно покрашенный. Никакой новой информации, никаких упоминаний Супербоя-Прайм и очень неровная подача: четыре страницы на знакомство с Бэтменом и всего треть страницы на воскрешение и действия Джейсона в личине Красного Колпака. Это, возможно, неидеальная расстановка приоритетов? По-моему, информация о последних десяти годах его жизни для его текущего положения поважнее снятия колеса с бэтмобиля (и мы все любим снятие колеса с бэтмобиля). И не попытка ли это умолчать о том, что Джейсон Тодд поубивал кучу людей за это время?

В настоящем мы встречаем Джейсона Тодда, когда он вроде бы снова начал убивать, и Бэтмен пытается остановить его, но это оказывается хитрым трюком со стороны протагониста, что приводит нас к диалогу «Почему ты не предупредил меня?» – «Почему ты не доверяешь мне?». И действительно: почему? Почему эти придурки просто не поговорят с друг другом? Статус-кво и уровень антигеройскости Джейсона не особенно понятны. Мы должны были простить его грехи или как? Я поддерживаю редемпшен злодеев всем моим читательским сердцем, и Джейсон вполне сознательно не прострелил ни одной головы в выпуске, и я готов вместе с ним обижаться на недоверие Брюса и реплику «Do you really expect me to stand here and pretends you don’t have a history of crossing the line?». Но внутренний монолог Тодда производит впечатление, что ни редемпшена, ни интересных сложных моральных выборов не предстоит. Как еще трактовать «I’m the guy who can do the things that Batman can’t, become someone that Batman won’t» кроме однозначного решения простреливать головы.

Но даже если это будет просто комикс про Джейсона Тодда в роли менее харизматичного Карателя (с Бизарро и Артемидой. Наверно), то, может, он хотя бы будет убивать людей в рамках какой-то интересной истории? Нет, он расследует какой-то неопределенный преступный синдикат, для чего нужно внедриться в преступный мир Готэма, и в это еще как-то Черная Маска замешан. Завораживающий набор фактов в этом прологе трагически не справляется с задачей убедить меня читать дальше, потому что это всего лишь «преступления происходят».

Это страшно невнятный комикс. Флэшбеки в основном про героические детство и смерть Джейсона не особенно стыкуются с его мотивацией в настоящем, где на самом деле отдельные элементы не стыкуются друг с другом — если я должен был пожалеть его не основе этой неразберихи и противоречий, то я испытал достаточно жалости, и онгоинг мне уже не нужен. Сюжет не вызывает интереса, а обложки с синопсисом просто обманывают.

Но у художника получается отличный улыбающийся Бэтмен.

ЖИЖА

P.S. Вы не представляете, насколько нелепо выглядит сцена с Красным Колпаком и кружкой пива в баре для преступников, потому что в его маске невозможно пить.

P.P.S. Если бы у меня было настроение похуже и я действительно хотел попридираться к комиксу, то я написал бы целый абзац о пистолетах Джейсона, потому что я понятия не имею, как они должны работать, и меня это нервирует.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34615 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33611 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26904 103