RSS

No Place Like Home: Доктор Стрэндж в стране Оз

17.05.2022, 12:00 — Николай Лехин 13044 3

Дисклеймер от Сереги

Николай Лехин написал замечательный текст, в котором достаточно спойлеров к фильму — я вас предупредил.


В предыдущих сериях...

Серий в «ВандаВидении» тоже девять, и под конец Ванда становится той, кем всегда была в комиксах-первоисточниках — Алой Ведьмой, супергероиней нового типа, самой сильной ведьмой на Земле. Только это Киновселенная Марвел, и мы целимся в продолжение — если в Watchmen Анджела стала Доктором Манхэттеном, а что дальше — думайте сами, решайте сами (хотя, как и оригинал, явно склоняется к чему-то конкретному — хорошо всё стало дальше, утопия! Починила она весь мир, a stronger loving Dr Manhattan! В оригинале было в шутку, а в продолжении — всерьёз), то здесь у нас впереди «Доктор Стрэндж и Алая Ведьма» и Четвертая Фаза. Поэтому получается значительно менее утопично, чем в Watchmen — они вбрасывают через Агату Харкнесс завязку, что суждено Ванде стать Разрушительницей Миров, обещают нам, по сути, «Miracleman с Алой Ведьмой», который всё равно не смогут сделать — но и чёрт с ними, не в этом дело.

Ну может не Miracleman, так «Волшебник страны Оз» — всяко интересно, да и не всё же об одних несбыточных утопиях вести речь, иногда полезно спускаться с небес на землю.

Крёстный отец современного бума супергероев в кино, Сэм Рэйми триумфально вернулся в Marvel не просто с отголоском своего «Человека-Паука», с которого однажды всё начиналось, а с прямым развитием своего предыдущего фильма, снятого практически десятилетие назад, когда первые «Мстители» только вышли и все ждали «Железного человека 3» — открывающая сцена «Доктора Стрэнджа в Мультивселенной безумия» напрямую стыкуется с его вариацией на тему тайны происхождения Волшебника страны Оз, где роль заглавного афериста исполнял сын Зелёного Гоблина, словно с 2013-го не прошло и дня. «Следуй дорогой из жёлтого кирпича» — и мы видим, как Америка Чавез и альтернативный Доктор Стрэндж — Дороти и её Тотошка, Страшила, Трусливый Лев и Железный Дровосек в одном флаконе — убегают от жуткого монстра по дороге из красного кирпича к волшебной Книге Судьбы.

Никто ни на секунду не пытается нас обмануть и притвориться, что мы следим за нашим Доктором Стрэнджем — с порога сценарий фильма закручивается в очень простое кольцо: альтернативный Стрэндж совершает неправильный выбор и незамедлительно расплачивается за него своей гибелью, так что мы знаем, что весь оставшийся фильм будет подводить к моменту, когда наш Доктор Стрэндж совершит выбор другой, более достойный и правильный. Этот простейший сценарный крюк, с одной стороны, явно родился из скоростного написания фильма на ходу, а с другой удивительным образом работает как прямое продолжение оригинального «Доктора Стрэнджа» Скотта Дерриксона, ровно как «Человек-Паук 2» был прямым развитием гуманистических идей «Человека-Паука» 2002-го. Если Питер Паркер в первом фильме осознал и принял свою великую личную ответственность перед обществом, то не мешает ли эта ноша его простому человеческому счастью? Если Доктор Стрэндж в своём первом фильме глубоко познал своё место в гигантском часовом механизме этой вселенной — буквально осознал свою маленькость — и победил величайшее запредельное зло этой самой маленькостью в сочетании с невиданным мастерством магических искусств, то, однако, счастлив ли он?

«Я человек очень хороший, но волшебник из меня никудышный». Из этой реплики оригинального «Волшебника страны Оз» был выведен весь «Оз: Великий и Ужасный». Противореча оригиналу, главный герой оказался и хорошим человеком, и очень даже умелым волшебником, обратив самых настоящих ведьм в бегство силой простого человеческого жульничества. Стрэндж уже так умеет, а вопрос, является ли он человеком хорошим, тоже считается по умолчанию решённым — в фильме он встречает только худшие версии себя, а Америка Чавез по сути называет его лучшим из Стрэнджей — но личное счастье от него ускользает, пока он не проходит полный круг до самого себя из открывающей сцены. В кульминации Стрэндж парадоксально принимает контроль над мёртвым телом своего дубликата, чтобы отпустить своё стремление контролировать всё — довериться Америке Чавез, а не пытаться взять всю ношу мира на себя — и это просветление продублировано его диалогом с альтернативной Кристин Палмер, Любовью Всех Его Жизней: она желает ему отпустить страх и так обрести счастье, пусть и не с ней — счастье в его вечно ускользающей природе. Доктор наконец чинит свои личные сломанные часы, позволяя Рэйми сделать собственную вариацию на заключительный визуальный образ из фильма Дерриксона с совершенно фантастическим кадром, поставленным изнутри часов — идеальная концентрация гуманистического смысла в простоте кинематографической формы. И это путешествие Стрэнджа обратно на метафизические круги своя зарифмовано с противоположным путешествием Ванды — Злой Западной Ведьмы, которая пытается похитить силу Америки Чавез перемещаться между мирам — к самой себе.

Фильм становится кульминацией всего текущего мультиплатформенного проекта Марвел, целиком и полностью заземляя его вокруг тем и образов «Волшебника страны Оз» — возможно, самой американской сказки из всех.

«Локи», разделивший с «Доктором Стрэнджем 2» своего сценариста Майкла Уолдрона, был посвящён встрече Локи с Локи и их путешествию на край света в поисках Человека За Занавесом — Человека за Всеми Занавесами — чтобы узнать, что он не совсем тот, кем кажется, и что мы увидим его вновь в новом фильме про Человека-Муравья и Осу (и Иллюминаты в «Стрэндже» такая же липа, созданная из бравады и бахвальства, как Хранители Времени в «Локи» — и такая же прямая цитата на «Волшебника», много шума из ничего). В завершении «ВандаВидения» была прямая визуальная цитата на «ding dong the Witch is dead» (прямо как в Batman V Superman: Dawn of Justice!), когда Ванда уронила на злую ведьму Агату Харкнесс целый дом. Но оба проекта объединяет более глубинная идея личного страха перед столкновением с худшей версией себя. Человек За Занавесом пытается остановить самого себя, Канга-Завоевателя, и Локи, убив его, обнаруживает, что больше не может вернуться назад в ту временную линию к друзьям, которых нашёл за сериал — Канг пришёл. Ванда осознаёт, что в погоне за своей фантазией причиняет боль всем жителям Вествью, и распыляет заклятие, возвращая построенный силой своего воображения дом в его изначальное состояние: ничто.

«Волшебник страны Оз» парадоксальная история о том, что искомое на самом деле всегда было внутри нас, и о замках иллюзий и снов, которые мы строим, чтобы сбежать от самих себя. Священная Хронология Канга, Дом Ванды и Вижена, Киновселенная Марвел, дальний конец радуги — они все выстроены из ничего, как Изумрудный Город, который только кажется изумрудным, если посмотреть на него сквозь специальные очки с зелёными линзами. Но в возвращении Дороти в чёрно-белый Канзас есть и мрачная сторона — не зря же он чёрно-белый. К себе возвращаться страшно. За неё-то и цепляются многие ревизионистские прочтения сказки — к примеру, «Was...» Джеффа Раймана — в один ряд с которыми становится «Доктор Стрэндж 2».

«There’s no place like home» традиционно переводят как «Нет места лучше дома», но этот перевод развеивает ореол неоднозначности, автономно существующий в классической фразе: «no place like home» звучит очень мило, но в этом утверждении заключена неуловимая фаталистическая брутальность, которая интересно гармонирует с темами мультивселенной — по естественным физическим законам множественности миров какая-то версия вас обязана вытащить короткую соломинку, чтобы другие нашли своё счастье, став лучшей версией вас. Именно это обнаруживает Ванда в фильме, добравшись до дальнего конца радуги: дом из телевизионных сказок, к которому она всю жизнь стремилась и который никогда не может быть её домом, потому что место этой Ванды Максимофф, той, за жизнью и злоключениями которой мы следили с «Эра Альтрона», именно здесь, в замке Даркхолд под статуей Алой Ведьмы.

Именно наша Ванда всегда была обречена стать той самой Алой Ведьмой из Книг Судьбы, чтобы все другие Ванды ею не были. В этом зарыт главный парадокс историй про мультивселенную: физическая концепция предполагает определённый брутальный детерминизм, «все версии вас всегда совершают все возможные выборы», но истории, а особенно развлекательный масс-фикшен, всегда возвращаются к важности каждого отдельного человеческого выбора, частично потому, что того требует мелокобуржуазная мораль, вокруг которой крутится мир, частично просто потому, что нам так больше нравится — в конце концов, иногда это просто красиво. «No fate but what we make», как говорили в другом фильме другого старого визионера, который угрожает вот-вот вернуться в современный цифровой кинематограф, и наша Ванда уничтожает все Даркхолды во всех возможных вселенных — прямая адаптация меметического «no more mutants» из House of M, чью киноверсию Элизабет Олсен желала построить с самого начала. Только если «no more mutants» было редакторским мандатом Джо Кесады, на пару с уничтожением Паучьего Брака призванным повернуть стрелку часов вспять и вернуть комиксы Марвел той поры в Золотой Век его юности, то «No more Darkhold» говорит само за себя — «no more dark hold over me or anybody, in any universe».

«Если мне предначертано занять самое последнее место в бесконечном ряду Ванд, протянутом по струне от несчастья к счастью, то я воспользуюсь этой пограничной силой, чтобы уничтожить все возможные Книги Судьбы, чтобы ни одной другой Ванде не пришлось быть мною — и никому больше не пришлось страдать из-за меня.»

И это очень красиво.

«И назло судьбе, разлучнице-судьбе...»

К Ванде, конечно, они ещё вернутся — с чего бы вдруг нет? В комиксах героиня вернулась после House of M, Элизабет Олсен любима и популярна, а в «ВандаВидении» осталась одна из тех ниточек на будущее, которые Кевин Файги всегда так любит подцеплять и завязывать: воссоединение, обещанное ей Виженом, построенным из её сердца.

Когда-то все эти персонажи-больше-жизни, чьи жизни запечатаны в красочных Книгах Судьбы, говорили нам: увидимся на страницах комиксов. «Увидимся в кино» они, может, вслух и не говорят, но мы все прекрасно понимаем, что путь домой им всегда открыт.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23820 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
17051 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11767 177