RSS

ОБЗОР: «И немножко рока №1»

10.12.2014, 10:56 — Алексей Замский 4763 0
На днях свет увидел первый выпуск нового комикса от издательства «42» под названием «И немножко рока». Он немножко заранее попал к нам в руки и мы уже успели прочитать его вдоль и поперек (на самом деле в обычном направлении, зато несколько раз). Ларош попробовал немножко поделиться впечатлениями, а потом немножко затянул со статьей.

ВНИМАНИЕ! ТЕКСТ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ!

В условиях российской комикс-индустрии каждый, кто вложил достаточно труда, чтобы его комикс появился в магазинах — уже супергерой. И когда у авторов из России (и стран СНГ) выходят новые, яркие и эффектные комиксы — это прекрасно. И мы радуемся каждому новому анонсу и каждому новому релизу. Увы, при том, что «И немножко рока» безусловно яркий и местами — эффектный, новым его назвать не получается. Почему? И как так вышло? Я объясню, но сначала давайте расскажу вам, откуда этот комикс взялся. «И немножко рока» — один из первых оригинальных комиксов, которые собралось выпускать издательство «42». Рисует его Стас Якимов, который должен быть известен вам по артбуку «The bat is dead» про смерть Бэтмэна от руки разных злодеев, недавно запустившейся лимитке «Провинция зомби» и еще фактически не стартовавшей (но уже вот-вот) серии «Скелет инспектор», открывающей франшизу «Мертвый город» (эти последние изданы SPB Comics). Кроме того, и это повод всерьез порадоваться, у Якимова выходят работы за рубежом — e. g. комикс «Wretched Creatures». Что касается сценариста Столика Стригла, то, насколько я понял, это его первая опубликованная работа (я буду рад, если меня поправят). Цвета — Антон Еремеев, леттеринг — Елена Скиталец. Герои комикса — четверо друзей, которые, несмотря на разницу происхождения и жизненных установок, остаются «не разлей вода» и вместе играют в начинающей рок-группе. Анонсы говорят нам, что в ходе истории друзья получат суперспособности, наживут новых врагов и друзей, и вообще их ждет много приключений. Все это будет нескучно, с юмором и музыкально. С тем, чтобы пересказать вам сюжет комикса, у меня есть небольшие трудности. Дело в том, что разница в количестве информации «внутри» комикса и «вокруг» него пока очень существенная. Например, если исходить только из того, что написано в первом выпуске, дело происходит в произвольном американском городе без особых примет. На самом же деле место действия — город-государство Энвилль, занимающий часть Калифорнии в альтернативной реальности и имеющий занятную историю появления и непростое современное положение. Играет ли все это роль в истории? В будущем, несомненно, будет играть, для того явно и разрабатывалось. Имеет ли это значение для восприятия первого выпуска? Нет. Подобным образом дело обстоит и с характерами главных героев — в официальном паблике комикса «ВКонтакте» (где, к слову, и висит статья об истории Энвилля) есть четыре довольно обширных текста о характерах, жизни и взаимоотношениях героев. А на страницах того комикса, что у нас в руках, эти характеры заданы в один-два штриха. Девяносто процентов времени мы следим за Стивом, басистом группы, который первым получает суперспособности. То есть если не брать в расчет тексты из интернета, может сложиться впечатление, что в комиксе есть безусловный главный герой — тем более, что «клиффхэнгер» в конце выпуска касается только его. А на самом деле комикс будет командным. Перед нами, вообще говоря, не столько первый выпуск онгоинга, сколько первая глава (или даже пролог) графического романа, и по всему видно, что заявленная «обойма» из стартовых шести выпусков будет содержать в себе только становление героев. На Стиве «ориджин стори» не закончится — в разных интервью и промо-материалах я видел указания как на то, что способности получат все четверо героев, так и на то, что супергероями станут только двое (полагаю, раз это было в интернете до выхода первого выпуска, спойлером такую информацию считать нельзя). И из-за того, что первый выпуск — это пролог, а не законченная или хотя бы прерванная на середине история, в комиксе нет многого из того, что мы ожидаем. Еще не очертился конфликт (в смысле пространства для роста героев, а не в смысле драки), нет «правил игры», по которым будет развиваться сюжет, почти нет групповой динамики персонажей. Даже предсказуемые (и ожидаемые) для комикса про супергероя-подростка темы жизненных трудностей героев заданы не столько как проблемы, сколько как штрихи к портрету — Майк стесняется большого достатка своей семьи, Эдди ненавидит свою работу, у деда и бабушки Стива не хватает денег. Ну хорошо, того-то и того-то нет, а что помещается в первый выпуск, помимо знакомства с героями? Инцидент, в результате которого герой получает суперсилу, трудности с ее использованием, хрестоматийное первое применение силы там, где еще вчера нужно было бы отступить, и сцена «тем временем», в которой нам показывают будущих антагонистов первого арка (или даже всей серии).
Я в самом начале сказал, что не могу назвать комикс «новым». Это потому что все ходы фабулы ИНР мы уже видели. Да, заимствований у «Спайдермена» комикс не скрывает и с улыбкой кланяется старшему коллеге, но я говорю о более общих сюжетных повторениях, не «было там-то», а «было сто раз». Причины для такого «безопасного» подхода у авторов, полагаю, есть. Может создаться впечатление, что ИНР — очередной комикс, нацеленный на максимально широкую аудиторию начинающих читателей, поэтому-то дескать он и устроен попроще — без резких движений, с минимумом прыжков в фабуле мы устанавливаем героев и мир вокруг них, потом начинаем разворачивать путешествия. Каждый комикс — чей-то первый (еще один поклон в первом выпуске был сделан в сторону Криса Клэрмонта), а чем больше событий вы натолкаете в один выпуск, тем менее читабельным для начинающего читателя он будет. Так вот, как я выяснил из интервью авторов фэнзину «Big Name Fan Weekly», внимание на становлении героя — это просчитанный ход сценариста, который хочет рассмотреть то, как персонажи осваивают свое новое место в жизни после получения суперспособностей. Пристально изучать становление героя — это сейчас популярный благодаря тем же блокбастерам ход (что не делает сам ход хуже). Я же отношусь к нему с подозрением. Большинство тех, кто откроет комикс, интервью в фэнзине в глаза не видели. Точно так же нельзя рассчитывать, что читатели «И немножко рока» полезут в паблик комикса еще до того, как прочтут сам журнал, или уже придут в магазин подготовленными. И для них первый выпуск предстанет настолько традиционной историей о рождении героя, что будет пресным. У тех же, кто хорошо знаком с супергероями — а с нынешними киносуперами почти невозможно уже быть незнакомым с законами жанра — растянутый «ориджин» должен вызывать только зевоту. Ну да, да, вот герой, у него силы, он получил их так-то, давайте уже взорвите что-нибудь побыстрее. Я считаю, что этот «медленный старт» — не особенность, а проблема комикса. Позвольте, я объяснюсь. Да, онгоинг в любом случае рассчитан на ежемесячное чтение и не обязан обеспечивать готовые, открыл-прочел-закрыл впечатления в отдельном выпуске. Да, журналы комиксов невелики по объему и втиснуть в них можно только известное количество материала. Но. Но. Первые семь страниц выпуска (это четверть) заняты сценой, не связанной с дальнейшим сюжетом. Наши герои сталкиваются с необъяснимым явлением и получают суперспособности — а потом это оказывается комиксом, который рисует про себя и друзей один из центральных персонажей. Комикс этот, кстати, главный герой немедленно подвергает критике — мол, многовато пафоса, а сюжет движется медленно. В «действительной» части комикса сюжет движется с той же скоростью, но «пафоса» в самом деле меньше. Так вот, проблема в том, что на «воображаемую» сцену отведена аж четверть выпуска. Плюс еще две страницы комикса занимает дабл-спред с названием и изображением героев. Всю эту полезную площадь авторы могли бы потратить не на сцену, которая будет понятна только из следующих номеров (будем надеяться на лучшее) или не относящуюся к сюжету пародию на современные комиксы (но готовиться будем к худшему), а на реальное содержание, то есть события и разговоры, которые сию минуту, прямо не выходя из первого выпуска, лучше раскроют нам героев, продемонстрируют разные стороны их жизни, в конце концов, намекнут на грядущие события. А «комикс в комиксе» мы не можем даже полноценно использовать для характеристики героев — критикуя этот комикс, Стив указывает, что его друг-художник изобразил его курящим, а в жизни Стив не курит. То есть рассказчику «воображаемой» сцены верить можно не всегда. Тем более что он (Майк, гитарист группы) явно всю сцену задвигает их драммера, Эдди, на задний план. К неизбежному выходу сборников проблема недостаточной информированности читателя снимется. Но чтобы онгоинг развернулся в (цитирую интервью создателей) «большую, долгую, и в то же время интересную» историю, ему нужен сильный пилотный выпуск, иначе читательская база просто не сформируется. Очень здорово, что издатели запланировали длинную серию — коротких историй у нас и так выходит изрядно, а графический роман как формат для приключенческого (супергероического) жанра годится не так хорошо. Но избежав соблазна выложить все на стол побыстрее, выпалить всеми идеями сразу и не знать, что делать с серией потом, ИНР попал в другую яму — его «задумки» придержали на будущее и взбудоражить читателя первого выпуска ему пока особенно нечем. Подростки из любого молодежного сериала, самая распространенная суперспособность (большая физическая сила), рассеянный профессор, заботливые родственники, даже злодей состоит из черт, которые мы уже где-то видели. Ничего, обо что можно поцарапаться — но и ничего, за что можно зацепиться. С «большими идеями» разобрались, давайте перейдем к тому, как этот комикс написан и нарисован. У меня иногда бывает ощущение, что дублированные кинофильмы и на скорую руку переведенные книжки повредили в наших головах что-то очень глубокое и базовое. Иначе как объяснить, что многие русскоязычные тексты сегодня выглядят, как перевод с английского? В случае с ИНР у автора есть частичное оправдание — действие комикса все же происходит в США и говорят герои между собой по-английски. Но это оправдывает копирование идиоматики, а не неуклюже построенные фразы. Пример в студию:«У меня та же хрень, что и у Эдди. Доктор Уинслоу решил, что по вечерам работать куда приятнее. Ходят слухи, жена выставила его из дома. Но моя-то жизнь не настолько плоха, чтобы я тащился от подработки в инсте по вечерам, а потом приходил туда учиться утром!» Я допускаю, что отдельные живые люди в разговорной речи пользуются такими синтаксическими конструкциями (с подбором отдельных слов тут как раз все более-менее в порядке). Но большинство молодых людей так не говорят, а если герои нашей истории — «обычные подростки», то и выражаться им следует более «живо». Впрочем, если вы, дорогие читатели, напишете, что произнесли процитированную выше реплику вслух и она не показалась вам неестественной — камни сложены слева у забора, рецензент держит руки за головой и обещает не дергаться. Другая проблема, весьма типичная для дебютов и в комиксах, и в литературе — переупрощение изображаемого там, где сценарист обращается к теме, которой не владеет. «Исследовательский институт» в мелочах выглядит неубедительно в том числе потому, что в другой сцене музыкальные инструменты, позы музыкантов и их треп переданы куда адекватнее, чем это часто бывает в комиксах. Не будем прямо уж цепляться к мелочам — уверен, желающих высказать авторам конкретные технические придирки не так уж мало. Кстати, о желающих высказать авторам. Я не буду игнорировать слона в комнате — десять-двенадцать человек, высказавшихся об опубликованном «Спайдермедией» превью комикса, в красках описали свое недовольство, и я думаю, что знаю, чем оно вызвано. Поэтому разговор о рисунке в ИНР начнем с покраски. Значительная часть фонов панелек залита либо сплошным цветом, либо градиентом — так, как это делается часто у веб-комиксов (хотя и печатные этим немало грешат, узнаваемость приема связана именно с веб-стрипами). Это на мой вкус ухудшает внешний вид комикса. Я видел в сети несколько страниц «инков», опубликованных Стасом Якимовым, и они выглядели выразительнее, чем то, что в итоге получилось в комиксе. Проблема одноцветных фонов — в том, что они не передают фактуру окружающей среды, «подвешивают» персонажей в пустоте. Цвет в этом случае может передавать читателю эмоции либо подчеркивать действие на странице. И тогда дело в выборе цвета — где, на мой взгляд, и находится проблема. Репетиционная точка и дом Стива выглядят из-за выбранной гаммы попросту скучно, в сцене драки однотонные фоны в сочетании с выбором ракурсов «путают» географию сцены. Те, у кого комикс будет в руках, перечитайте ту сцену дважды — коричневая кирпичная стена там безусловно есть с самого начала, но в определенный момент она «выскакивает» на зрителя, будто либо герой, либо мир вокруг него резко повернулся градусов на девяносто. Если открытый на случайном развороте комикс выглядит, как лист из набора цветной бумаги, персонажи должны быть нарисованы и покрашены так, чтобы действие аж соскакивало со страниц, не отпускало от себя внимание (примеры из того, что под рукой — Робби Буш, Алекс Синклер).
Да, ИНР — это не комикс, который можно долго разглядывать, арт здесь служит аккомпанементом к истории. Тем, к сожалению, заметнее контраст между «бедными», полупустыми задниками и детализированными, эффектными постерами на стенах — когда вы на монотонную страницу помещаете маленький постер «Bad Religion 2013 tour» или постер «Чужого», тоже имеющие доминирующее цветовое пятно, вы просто напрашиваетесь на сравнение. К сожалению, ни для чего более важного, чем «пасхалка», постеры и афиши не используются. Композиция страниц, за вычетом пары странных решений, выглядит хорошо, в том смысле что нескучно — глаза читателя двигают, куда надо, пузырям нашлись подходящие места, а панели размером, формой и положением помогают истории. Нравятся мне и звуковые эффекты в комиксе. А вот задачу контрастных зеленых плашечек на первых страницах я не понял — вернее, не понял, зачем они такие яркие и внезапные. И вот еще, не могу не отметить классную идею с эмблемой «ТЛК» («твоя любимая команда») на бейсбольной бите. Ну и опять на минутку вернемся к «комиксу в комиксе». Может быть, сказывается смена декораций, но выглядит «вымышленная» часть истории лучше, чем «реальная» — и в отношении карандашей, и в отношении цветов. И хотя хорошо, что первые страницы комикса — одни из самых визуально интересных в нем, я не исключаю, что сцены из второй половины комикса показались мне скучнее именно за счет контраста с самыми первыми. «И немножко рока» как первый выпуск большой серии вышел невыразительным. Новичок предпочтет ему какого-нибудь «Неуязвимого», который стоит рядом, имеет такой же логотип издательства, стоит столько же и при этом упаковывает в один выпуск заметно больше событий и впечатляющих картинок, а бывалый по первому выпуску не поймет, что нового и интересного может предложить ему серия — и на следующие, возможно, уже не обратит внимания. И тем не менее — это русский онгоинг про супергероев и музыку, который не относится к себе слишком серьезно и не будет томить читателей многомесячными паузами между выпусками, и все это безусловно хорошо и комиксов, сделанных с таким подходом, у нас должно быть как можно больше. Комикс для этой рецензии, как и для большинства других обзоров на нашем сайте, был предоставлен издательством. Это, однако, не значит, что у «Спайдермедии» есть какие-то обязательства перед леди и джентельменами из «42», кроме обязательства про них написать.
Anticvariat, 10.12.2014 12:12:10
Все выглядит крайне плачебно как в визуальном плане (помимо того, что рисунок плох как таковой, заметил как минимум один досадный казус), так и в плане сюжета. Что на превью, что в приведенных здесь страницах, каждый кадр пышет вторичнойстью, никакого интереса не вызывает. Я мало читал отечественных комиксов, но все же это выглядит как один из самых неудачных творений отчечественных комиксистов.
Зы: простите меня за оффтоп, но не могу не поинтересоваться, вдруг кто-нибудь в курсе: выпускает ли сейчас что-нибудь Богдан? Его Ника мне в свое время очень даже нравилась, но что-то ничего не слышно о нем.
Aloha, 10.12.2014 12:12:53
Я помню разве что "Скунс и Оцелот" - вроде на СМ даже писали про них. Когда-то.
Игрок, 10.12.2014 12:12:00
Богдан вместе со сценаристом Евгением Федотовым работает над комиксом "Якутия"
derden, 10.12.2014 13:12:22
Богдан сейчас дорисовывает второй том Скунса и Оцелота вместе с Хатчеттом. Выйдет в бумаге в 2015-ом.
Leyto, 11.12.2014 08:12:06
Ну и помимо того, что вам написали выше - он ещё делает немало веб-комиксов.
TransistoR, 10.12.2014 13:12:55
А почему басист не черный?
Ларош, 10.12.2014 18:12:17
Мы могли бы еще спросить, почему в комиксе больше дюжины действующих лиц, и при этом все не-белые люди отрицательные, а женщина одна, и это заботливая бабушка - но такого рода вопросы будут ударами ниже пояса для авторов, которые работают "для себя" и пишут кровью сердца.
Aloha, 10.12.2014 13:12:12
А меня вот немного смутило расположение картинок на последней странице, представленной здесь.
-Ex-, 10.12.2014 14:12:58
Офигенная редкость, когда у журналиста (Ларош, благодаря тебе, сейчас я это слово написал без кавычек :)) не зашкаливает ЧСВ, и обзор комикса не подменяется "одой самолюбованию" обзорщика. А здесь - так "многобукф", и вообще ничего "проЛароша", все про предмет обсуждения.
Ларош, это грамотный, логичный, структурированный и обоснованный обзор. Во мне проснулись зачатки веры отечественную в комикс-критику. Спасибо.
Ларош, 10.12.2014 18:12:48
Не стать мне, короче, Хантером С. Томпсоном, да? Вот блин.
-Ex-, 11.12.2014 12:12:26
до 67 можешь попробовать успеть :)
TransistoR, 10.12.2014 15:12:20
На самом деле, при всем желании не могу назвать этот комикс плохим. У него есть проблемы, особенно с фоном, но он приятный, динамичный и какой-то олдскульный что-ли. Да, ничего нового, но может и не надо. Тем более для автора это первая работа. Потенциал есть, так что после первых шести выпусков станет понятно чего действительно стоит этот комикс. А пока скорее да, чем нет.
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
8091 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
17937 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
21476 60